ПАМЯТИ МИХАИЛА ВЛАДИМИРОВИЧА МОСКОВЕНКО, ПЕРВОГО ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ МОРСКОЙ КОЛЛЕГИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАПИТАНА 1 РАНГА, ПОДВОДНИКА И УЧЁНОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ…
17 октября 2020 года после тяжелой непродолжительной болезни (коронавирус) ушел «навсегда в автономный поход» Михаил Владимирович Московенко, нахимовец 1965 года выпуска, капитан 1 ранга в отставке, кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военных наук.
Миша родился 29 ноября 1947 года в г. Таллине Эстонской ССР в семье полковника военно-морской контрразведки Владимира Ионовича Московенко.
Во время службы отца Миша провел детство в городах, связанных с морем (Таллине, Владивостоке, Севастополе), затем в Москве. Здесь уместно вспомнить о его отце поподробнее, потому что долгие послевоенные десятилетия о нем вообще говорить было нельзя (!). Все связано со словом «Смерш» (так назывались отделы контрразведки в Красной Армии и Красном Флоте с 1943 года). Только перечисление мест службы и должностей отца с 1943 по 1958 годы впечатляет:
с 1942 г. – начальник Особого отдела НКВД Беломорской военной флотилии;
с июля 1943 г. – начальник ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии;
с февраля 1944 г. – начальник ОКР «Смерш» Кронштадтского морского оборонительного района КБФ;
с ноября 1944 г. – заместитель начальника ОКР «Смерш» КБФ, затем Северного Балтийского флота (впоследствии 8-го Военно-морского флота, главная база – Таллин);
с июня 1947 г. – начальник ОКР МГБ 8-го ВМФ;
с января 1949 г. – начальник ОКР МГБ 5-го Военно-морского флота (главная база – Владивосток);
с сентября 1952 г. – заместитель начальника УКР МГБ Московского военного округа;
с мая 1954 г. – начальник Особого отдела КГБ при СМ СССР по Черноморскому флоту.
Одно то, что служба отца проходила успешно в годы войны и позже, при всех сменах руководства в СССР, говорит о высоком профессионализме и ответственности Владимира Ионовича. Скорее всего, высокая секретность наложила отпечаток и на некоторую молчаливость в характере Миши, когда дело касалось истории его семьи… Правда, в последнее время Миша старался приподнять завесу тайны службы его отца, выказывать гордость за него, оставить хоть какую-то память о нем. Есть свидетельства его встреч с ветеранами-чекистами, выпускающими книги о работе «Смерш», и приглашавшими Михаила на открытие памятной доски московским контрразведчикам в своих пенатах…
В далеком 1958 году Михаил по личному желанию поступил в Ленинградское нахимовское военно-морское училище (ЛНВМУ).
Как вспоминал Миша, «это была рота Осипенко, Оверченко, Румянцева, офицеры-воспитатели Кузнецов, Авраменко, старшины рот Васильев, Хомяков. Я стал хорошим спортсменом – член сборной училища по плаванию. В художественной самодеятельности – член танцевального коллектива. Учился твердо на «хорошо» и «отлично». Дисциплинированностью не отличался. В седьмом классе был назначен командиром отделения, но вскоре был снят «за полное отсутствие командирских качеств», которые так и не выработал до настоящего времени». Многое про Мишу в период обучения в Питонии (так на флоте называли ЛНВМУ) могут рассказать его однокашники, ставшие флотскими «знаменистостями» (контр-адмирал, Герой России Александр Берзин, историк-исследователь морского кадетского движения Владимир Грабарь и другие…).
Благодаря определенным математическим способностям (вся математика у него была только на «отлично») Михаил после окончания ЛНВМУ в 1965 году (XVII выпуск) поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова на знаменитый 3-й факультет (вычислительной техники) в класс «Автоматизации управления силами флота» (в быту «программисты»). Учился на «хорошо» и «отлично».
Михаил вспоминал, что «дипломная работа была написана на головном большом противолодочном корабле серии 1134А «Кронштадт», оснащенном первой боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Корень». На него же и был назначен молодой лейтенант после отличной защиты диплома. Во время службы на корабле в должности инженера электронно-вычислительной техники он разработал инструкции по боевому применению БИУС «Корень» для стрельбы противолодочным ракетным комплексом «Метель» по данным корабельного вертолета и гидроакустической станции «Титан-2».
На первом в своей жизни корабле Михаил прошел боевые службы в Средиземном море, где в том числе стал участником учения «Юг» в 1971 году во время арабо-израильской войны, в Северной и Центральной Атлантике. Во время операции по спасению атомной ракетной подводной лодки «К-19» в Атлантике в феврале-апреле 1972 года, кроме своих служебных обязанностей и благодаря отличному знанию английского языка (это была хорошая «школа военного перевода», полученная в ЛНВМУ), Миша обеспечил перевод переговоров командования соединения с кораблем береговой охраны США «Гэллатин», осуществлявшим непрерывное слежение за группировкой советских кораблей.
В конце 1972 года Михаил Владимирович добился перевода на ракетные атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 667А, оснащенные БИУС «Туча», на которых совершил несколько боевых служб в качестве инженера электронно-вычислительной группы. Кстати, начав службу на АПЛ «К-418», он встретил там своего однокашника по ЛНВМУ Александра Берзина. Несмотря на частые временные замещения должностей помощника и старшего помощника командира и неоднократные предложения продолжить службу по командной линии, Михаил, по его личному признанию, не посчитал себя способным командовать людьми.
Благодаря полученному обширному опыту боевого использования вычислительных систем надводных и подводных кораблей, в 1976 году Михаил был включен в состав первого набора специалистов создаваемой в Главном штабе ВМФ Командной системы боевого управления ВМФ в качестве старшего инженера, а уже в 1977 году он был назначен помощником Дежурного адмирала – Оперативного дежурного ВМФ по Автоматизированным системам управления ЦКП ВМФ.
В 1978 году первым из «программистов» он поступил и в 1981 году окончил заочное отделение командного факультета Военно-морской академии им. А.А.Гречко. После окончания ВМА был назначен в Оперативное управление Главного штаба ВМФ, в котором прослужил до 1988 года на должностях офицера и старшего офицера, сначала направления РПКСН, а затем западного и северо-западного направлений, получив звание капитана 1 ранга.
По своим служебным обязанностям Михаил принимал участие в подготовке и проведении оперативно-тактических учений флотов ВМФ СССР, а также сил Варшавского договора, планировании боевых служб и походов боевых кораблей и подводных лодок ВМФ, разработке и внедрении системы боевых готовностей ВМФ, создании Оперативных стратегических командований на стратегических направлениях. На него были возложены обязанности по обеспечению испытаний на Балтийском театре строящихся и ремонтирующихся кораблей и новой техники, а также связанные с этим международно-правовые вопросы. М.В. Московенко неоднократно направлялся в командировки в Финляндию и ГДР для выполнения служебных задач.
С созданием в 1988 году Центра оперативно-тактических исследований (ЦОТИ) ГШ ВМФ Михаил Владимирович был назначен заместителем начальника 3-го (военно-научного) отдела Центра, провел практически всю подготовительную работу по его формированию, организации руководства научной деятельностью, планированию научной работы в Центре и в НИИ ВМФ.
В 1988 году М.В. Московенко был включен в состав группы подготовки материалов разборов оперативно-тактических учений флотов, проводимых под руководством Главнокомандующего ВМФ, и на протяжении более 10 лет был ее непосредственным и постоянным участником. Именно в это время проявились ясность ума и умение Михаила Московенко докапываться до сути проблем, его лучшие качества, сделавшие из него в будущем ученого-исследователя морской деятельности государства.
После объединения в 1992 году ЦОТИ ГШ ВМФ и НТК ВМФ в Морской научный комитет (МНК) ВМФ в ведении М.В. Московенко, как члена МНК, находилось проведение фундаментальных научных исследований в интересах развития оружия и техники Военно-Морского Флота. В 1993–1994 годах он был включен в состав рабочей комиссии Министерства обороны по изучению состояния научной работы и научных исследований в видах Вооруженных Сил, как заместитель руководителя Военно-морской секции. По результатам работы комиссии были сделаны выводы о развитии научной работы в Вооруженных Силах в период реформирования. По сути, благодаря, в том числе его усилиям, действующую тогда структуру НИИ Минобороны России и военного образования удалось сохранить.
В 1994 году М.В. Московенко назначается помощником председателя Морского научного комитета по научному обоснованию перспектив развития Военно-Морского Флота.
В тяжелейший для ВМФ период, когда развал флота уже становился неуправляемым, М.В. Московенко защищает в 1995 году диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Значение Российского флота в истории Российского государства», на основе которой выходит его книга «Государство Российское и флот», выдержавшая несколько изданий. Вполне заслужено эта книга стала настоящим украшением богатой библиотеки его любимой учительницы русского языка и литературы в ЛНВМУ Наталии Владимировны Дубровиной.
Главным выводом этой исследовательской работы, сделанным Михаилом Владимировичем на основе исторического опыта, являлось требование о незамедлительном выводе Военно-Морского Флота России из подчинения армейских структур и восстановление его самостоятельности в лице Военно-морского министерства – развитие флота должно происходить только по доктринальным и программным документам, независимо от строительства других видов Вооруженных Сил.
С учетом этих наработок решением Правительства Российской Федерации в 1996 году М.В. Московенко был включен от Минобороны России в состав рабочей группы по разработке сначала Концепции, а потом, после ее утверждения Президентом Российской Федерации в 1997 году, Федеральной целевой программы «Мировой океан» и ее подпрограммы «Военно-стратегические интересы России в Мировом океане».
После увольнения в запас в 1998 году М.В. Московенко поступил на государственную службу консультантом – помощником Главнокомандующего ВМФ по вопросам морской деятельности. С этого времени он стал постоянным участником разработки всех основных программных и доктринальных документов по совершенствованию морской деятельности России. По инициативе М.В. Московенко и ряда других товарищей, поддержанной руководством Военно-Морского Флота, в ходе разработки подпрограммы «Военно-стратегические интересы России в Мировом океане» был разработан проект Военно-морской стратегии Российской Федерации. Благодаря поддержке Совета Безопасности этот проект в 2000 году был утвержден Президентом Российской Федерации как «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года».
В дальнейшем, при его непосредственном участии были разработаны Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, проекты Стратегии развития морской деятельности на период до 2020 года, Закона о государственном регулировании морской деятельности Российской Федерации.
М.В. Московенко – непосредственный участник создания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и ее первый ответственный секретарь (2001–2004 гг.), а с 2004 года ее секретарь- координатор, член Научно-экспертного совета Морской коллегии.
21 декабря 2001 года в историческом здании Адмиралтейства Санкт-Петербурга было проведено первое заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. С этого времени началась работа Морской коллегии по реализации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года.
С 2008 по 2014 годы Михаил Владимирович работал в ФГУП «ЦНИИ судостроительной промышленности «Центр» Минпромторга России заместителем руководителя Научного центра мониторинга состоянии промышленности. Благодаря уникальным свойствам своего характера, он вместе со своими старшими товарищами Геннадием Старцевым и Станиславом Кириллиным собрал вокруг себя единомышленников, успешно решавших любые по сложности проблемы развития различных отраслей промышленности.
С 2014 года по октябрь 2020 года М.В. Московенко продолжил научную деятельность в организациях Минобороны России. Последняя его должность – старший научный сотрудник кафедры строительства и применения Военно-Морского Флота Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Он был член-корреспондентом Академии военных наук, являлся автором и участником разработки свыше 100 научных трудов, научно-исследовательских работ и монографий. В своих статьях и выступлениях он постоянно проводил идею о восстановлении самостоятельности Военно-Морского Флота и независимости финансирования его строительства, принятия «Закона о государственном управлении морской деятельностью» и Военно-морской доктрины, как это исторически и было в России.
В голове Михаила Владимировича постоянно возникали новые идеи, которые так и остались нереализованными… Но больше всего сил в последние годы он положил на написание докторской диссертации в развитие своих предыдущих исследований морской деятельности Российского государства. На начало 2021 года была намечена ее защита. В связи с этим он подготовил к печати монографию «Морская политика России в конце ХХ – начале ХХI вв.». Жаль, что он не успел подержать в руках ее сигнальный экземпляр… Остается надеяться, что его коллеги-сослуживцы и друзья из ветеранской организации «Клуб адмиралов» завершат выпуск книги, которая станет своеобразным памятником в честь заслуг Михаила Владимировича.
М.В. Московенко награжден медалью «За боевые заслуги», почетным холодным оружием (именным морским кортиком), «Орденом Почета», наградами Морской коллегии (медаль «За отличие в морской деятельности» и Почетный знак «За заслуги»), Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, медалью «Ветеран холодной войны на море», медалью «За трудовую доблесть», а также ведомственными памятными знаками отличия и общественными наградами, занесен в Книгу почета Морского научного комитета Военно-морского флота.
Уместно отметить, что Михаил всю свою жизнь гордился, что он получил воспитание в духе лучших традиций Ленинградского нахимовского училища. Для многих поколений выпускников он был настоящим Другом, Товарищем, а младшие называли его просто «Старшим братом-Питоном». Со своим, очень сильно развитым чувством коллективизма, Михаил имел непререкаемый авторитет в различных ветеранских организациях и вполне заслуженно был членом Морского собрания города Москвы и Содружества ветеранов подводников Гаджиево. За своей ученой деятельностью он не замыкался в себе, был открыт для всех, умел сказать хороший тост, станцевать вальс… Короче, во многих компаниях он был «душой и совестью коллектива».
Хочется сказать еще много слов о Михаиле, но горло перехватывает скорбь…
В связи с кончиной Михаила Владимировича Московенко мы выражаем искренние соболезнования его близким и родным!
Сослуживцы, коллеги, друзья Михаила по
Морскому собранию города Москвы,
Научно-экспертному совету Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации,
Фонду поддержки Российского флота,
Содружеству ветеранов подводников Гаджиево,
Морскому научному комитету ВМФ,
ФГУП «ЦНИИ «Центр»